Пресс-центр Новости Зачем энергосервис регулируемым организациям

Новости

Поделиться:

Зачем энергосервис регулируемым организациям

Какие выгоды дает энергосервис регулируемым организациям в обоих случаях — когда они выступают либо как заказчики, либо как исполнители энергосервисных контрактов? В продолжение цикла статей по специфике требований энергосервисных контрактов рассмотрим случай для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

 

 

 

Андрей БОГАТЕНКОВ,
эксперт в области энергосбережения
и повышения энергетической эффективности
в бюджетной сфере
и информационных систем

 

Разобрав ранее случаи заключения энергосервисных контрактов для бюджетных организаций и многоквартирных домов, не оставим вниманием этот вариант и для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности – как этот механизм встраивается в программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Ряд экспертов полагают, что здесь налицо ситуация «пчелы против меда», и организациям с утвержденными тарифами нет нужды заниматься энергосбережением вообще, и уж тем более – энергосервисом. Разберемся.

 

Законодательная и нормативная база энергосервиса для регулируемых организаций

Согласно ст. 25 Федерального закона №261-ФЗ организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Ок, всем известно, но уточнить не лишне.

Требования к форме таких программ и отчетности о ходе их реализации устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Минэкономразвития России) в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пока таковых нет: судя по информации на Федеральном портале проектов нормативных актов, проект постановления о внесении изменений в Правила установления требований к программам более года назад прошел общественное обсуждение и был доработан, получил положительное решение по итогам процедуры оценки регулирующего воздействия, но в Правительство направлен не был.

Значит, руководствуемся предшествующими НПА:

  • Постановление Правительства РФ от 15 мая 2010 г. №340 «О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности»
  • Приказ Министерства энергетики РФ от 30 июня 2014 г. № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства, и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации» — опять же, не отмененный, что чревато повторением коллизионной ситуации, аналогичной порядку сдачи энергодеклараций
  • И есть ряд приказов ФАС России об установлении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности субъектов естественных монополий, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

 

Что дает энергосервис регулируемым организациям как заказчикам?

Нам более интересны два пункта в ст.25 закона 261-ФЗ:

1) П. 7: «Расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечивающих достижение утвержденных целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также на проведение мероприятий, обязательных для включения в программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, подлежат учету при установлении цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций (в том числе при определении инвестированного капитала, учитываемого при установлении долгосрочных тарифов) с учетом данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации». Что же, всё пропало? Тариф? Да, если не читать дальше и не думать об эффективности предприятия.

2) П.8: «При осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, должно предусматриваться сохранение за такими организациями экономии, полученной ими при осуществлении регулируемых видов деятельности в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов (в том числе потерь энергетических ресурсов при их передаче), при условии, что затраты на проведение этих мероприятий не учтены и не будут учтены при установлении регулируемых цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций (за исключением услуг по передаче электрической энергии и (или) сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков), не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств. При этом указанная экономия должна быть сохранена за организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и не может быть исключена из необходимой валовой выручки таких организаций на период не менее чем пять лет, а для организаций, которые оказывают услуги по передаче электрической энергии, и гарантирующих поставщиков, — на десять лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, в том числе путем установления объема потерь энергетических ресурсов при их передаче, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов) на услуги по передаче энергетических ресурсов, на уровне, соответствующем уровню, имеющемуся до проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, с учетом заданной при установлении долгосрочных тарифов динамики снижения».

Много букв, но суть проста. Если реализуются мероприятия программы энергосбережения за счет внебюджетных источников (энергосервис в нашем случае), то полученная экономия остается в НВВ на срок до 5-ти лет, а у электросетевого комплекса – до 10-ти лет. То есть, организация получает защищенную статью расходов под НВВ на срок в 5-10 лет.

Энергосервис дает регулируемой организации возможность получить защищенную статью расходов под НВВ на 5-10 лет

 

Как воспользоваться полученной экономией?

Остается вопрос, как можно распорядиться полученной экономией ресурсов.

Изучив все НПА федерального уровня и толком не найдя ничего конкретного, остается изучать региональное законодательство, возьмем на примере Москвы.

Приказ № 227-ПР от 30.10.2017 «Об установлении Требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории города Москвы» Департамента экономической политики и развития города Москвы (исполняют функции РЭК), п.27.3:

«При осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, может предусматриваться сохранение за такими организациями экономии, полученной ими при осуществлении регулируемых видов деятельности в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов (в том числе потерь энергетических ресурсов при их передаче), при условии, что затраты на проведение этих мероприятий не учтены и не будут учтены при установлении регулируемых цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций, не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств. При этом указанная экономия может быть сохранена за организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, на период не менее чем пять лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, в том числе путем установления объема потерь энергетических ресурсов при их передаче, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов) на услуги по передаче энергетических ресурсов, на уровне, соответствующем уровню, имеющемуся до проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, с учетом заданной при установлении долгосрочных тарифов динамики снижения».

За этими оговорками суть такова: чтобы использовать экономию, надо подписать Соглашение об экономическом стимулировании энергосбережения и повышения энергетической эффективности при осуществлении регулируемого вида деятельности (спасибо коллегам – поделились несколькими соглашениями, все работает). Сохранение экономии происходит на срок действия энергосервисного контракта плюс один год (но не более 7-ми лет).

Экономия может направляться на следующие цели:

  • оплату энергосервисного контракта;
  • финансирование мероприятий по энергосбережению (которые не вошли в контур энергосервисного контракта);
  • иные цели, определенные организацией.

Иные цели… Вот эта возможность, ради которой имеет смысл затевать энергосервис, кроме собственно модернизации.

 

Алгоритм действий регулируемой организации для заключения энергосервисного контракта

  1. Необходимо подписать с РЭК или региональным органом исполнительной власти Соглашение о стимулировании;
  2. Скорректировать программу энергосбережения, запланировав в ней энергосервис;
  3. Необходимо приказом утвердить направления использования полученной экономии. В ряде случаев надо смотреть полномочия – что и как, и с кем согласовывать. Только не трогаем святое – оплату энергосервисного контракта – речь может идти только о средствах, оставшихися в распоряжении организации сверх этого;
  4. Заключить и реализовать энергосервисный контракт;
  5. Использовать полученную экономию на направления, прописанные в приказе по организации и Соглашении о стимулировании;

Как видим, профит есть, его реально можно посчитать, чтобы успешно использовать данный механизм.

Однако, насколько можно судить по информации в публичном доступе, массово используют эту возможность только в Группе «Россети»: объем заключенных МРСК энергосервисных контрактов по снижению потерь через установку приборов учета электрической энергии исчисляется миллиардами рублей.

 

Регулируемая организация как исполнитель энергосервисного контракта

Остается отметить один момент: нигде не прописан механизм стимулирования организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, если она сама является Исполнителем энергосервисного контракта.

Как уже рассмотрено в предыдущих статьях, наиболее перспективным исполнителем энергосервисных контрактов по установке АУУ/ИТП/БИТП является как раз ресурсоснабжающая организация – опыт, возможность регулирования и модернизации систем по «кусту» подключений, соблюдение гидравлических режимов, а в части эффекта – оптимизация режимов теплоснабжения, высвобождение мощности для подключения новых абонентов, без увеличения генерации.

Энергосервис по сокращению потребления электрической энергии на цели внутреннего освещения перспективнее всего осуществлять сбытовым организациям, расчет эффективности деятельности показывает, что получить средства по реализованному энергосервисному контракту за срок действия контракта выгоднее получения сбытовой надбавки. А если учесть текущие требования по внедрению механизмов энергосервиса – проще заработать на эско, чем вообще потерять сбытовую надбавку по данному потребителю.

Источник: https://energiavita.ru/2020/05/16/andrej-bogatenkov-zachem-ehnergoservis-reguliruemym-organizaciyam/