Пресс-центр Новости Развитие в приоритете

Новости

Поделиться:

Развитие в приоритете


Служба технической политики ставит во главу угла инновации, изобретательство и рационализцию

11 июля служба технической политики будет отмечать юбилей. Ровно 20 лет назад приказом начальника дороги на основании указания МПС в структуре органа управления железной дороги появилось новое подразделение. О том, для чего понадобилась реорганизация, какие задачи сегодня решает служба техполитики, а также о новых перспективных направлениях развития ЮУЖД – наш сегодняшний разговор.
Интервью с Андреем Беляевым, начальником службы технической политики

– Андрей Евгеньевич, почему 20 лет назад возникла необходимость создать новую службу?

– Если поднять приказ 2000 года, то в нём сказано буквально следующее: служба технической политики создается на базе технического отдела дороги в целях повышения качества работы в области технической политики, практической реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, достижения эффективности от их внедрения, а также координации работ по внедрению ресурсосберегающих технических средств.

– Работа службы, похоже, не сильно изменилась за эти годы.

– Да, круг задач и функций службы НТП во многом сохранился. Среди отличий – отсутствие оперативного отдела, и это, на мой взгляд, логично, так как сегодня служба технической политики в большей степени нацелена на решение стратегических задач компании. 

– Андрей Евгеньевич, вы возглавили службу в 2018 году. Знаете ли вы о ваших предшественниках?

– Конечно! Как можно не знать таких людей? И службе в этом плане везло на хороших, талантливых руководителей. Первым новое подразделение возглавил Александр Иванович Бесчастнов. Он не нуждается в представлении, многие командиры и сотрудники хорошо знают и помнят его. В 2002 году службу возглавил – Владимир Геннадьевич Пястолов, который позднее работал первым заместителем начальника ЮУЖД, а сегодня возглавляет Северо-Кавказскую железную дорогу. В 2003 году его сменил Яков Евгеньевич Дерябин. Он проработал в этой должности дольше всех – 13 лет. В 2016 году начальником службы стал Валерий Анатольевич Яковлев. Представлять Валерия Анатольевича и Якова Евгеньевича тоже нет необходимости: все знают главного инженера дороги и его заместителя. И учитывая, что данные руководители хорошо знают специфику работы службы техполитики, круг задач и функций НТП, и то, что служба находится в непосредственном ведении главного инженера дороги, – это обстоятельство, конечно, помогает службе справляться с производственными задачами, но также и накладывает дополнительные требования к качеству нашей работы.

– Чем сегодня живет ваша служба? Есть ли достижения, которыми коллектив по праву гордится?

– В периметре задач службы находится много вопросов, и по каждому из них есть что рассказать. Но если говорить о каких-то успехах, то приведу некоторые из них. К ним я отношу, например, результат, которого удостоилась ЮУЖД в сетевом конкурсе организации технической учебы. При подведении в текущем году итогов конкурса наша дорога набрала 18 баллов и заняла 4-е место. Не хватило всего двух баллов, чтобы попасть в призёры, но тем не менее мы выступили достойно, поднявшись на 4 позиции по сравнению с предыдущим соревнованием. В финал конкурса попали 19 наших железнодорожников, двое из них стали лауреатами. Это хороший результат. 

Также благодаря активной работе специалистов службы Южно-Уральская дорога закрепилась в числе лидеров по рационализаторской деятельности. По показателям «количество авторов на 100 работников» и «количество использованных предложений на 100 работников» ЮУЖД находится на 4-м и 2-м местах по сети соответственно, улучшая эти показатели уже три года подряд.

У нас стабильно хорошие результаты и в области изобретательской деятельности. Ежегодно дорога оформляет и получает не менее двух охранных документов на изобретения или иные виды объектов интеллектуальной собственности. Эту большую и сложную работу организует и курирует служба технической политики. Наш опыт в этом направлении признан и распространён коллегами на сети, а специалисты НТП не раз поощрялись руководством за успехи в данной работе. 

Объективным показателем результатов работы по рационализации и изобретательской деятельности является то, что каждый год работники полигона Южно-Уральской железной дороги становятся лауреатами конкурсов «Новатор ОАО «РЖД», «Идея ОАО «РЖД», получают звания лучших организаторов технического творчества. 

В части внедрения ресурсосберегающих технологий нам так же есть чем гордиться. В 2020 году удалось существенно увеличить количество инвестиций в реализацию этих мероприятий. Сегодня план затрат по программе ресурсосбережения на текущий год составляет более 130 миллионов рублей, что на 55% больше, чем годом ранее. А если посмотреть долю инвестиций по программе от общесетевого лимита по данному инвестпроекту, то сегодня на Южно-Уральскую дорогу приходится почти 11% в общесетевом объёме по программе ресурсосбережения! Отмечу, что годом ранее эта цифра составляла всего 3%, а до этого показатели были ещё меньше. Таких примеров можно приводить ещё много. Можно отметить, например, нашу ежемесячную работу по организации деятельности совещательных органов на полигоне дороги: служба НТП организует работу рабочей группы по надежности технических средств, проектного офиса по «Бережливому производству», технико-технологического совета. И по каждому курируемому нами направлению у дороги есть свои успехи. Так, в результате работы нашей рабочей группы по итогам пяти месяцев 2020 года ЮУЖД находится на первом месте по показателю снижения удельного количества потерь поездо-часов от отказов технических средств и технологических нарушений. 

– Какие задачи ставит перед собой служба в юбилейный год?

– Время идёт, меняется положение в мире, в стране, в компании, появляются новые задачи. 

В рамках задач по повышению энергетической эффективности в этом году мы решили опробовать новый инструмент под названием «энергосервисный контракт». Если сказать точнее: посредством применения механизма энергосервисного контракта мы планируем модернизировать системы освещения в административно-бытовых зданиях. Контракт предусматривает замену существующих осветительных приборов на энергоэффективные светодиодные устройства, причём замена будет производиться за счёт средств энергосервисных компаний. Энергосервисный контракт очень выгоден для ЮУЖД, поскольку на этапе внедрения он не потребует от нас никаких инвестиций. Наши партнёры тоже получат свою прибыль: ОАО «РЖД» предоставит им часть получаемой от замены оборудования экономии в качестве платы за внедрённые системы. В результате таких платежей полная стоимость оборудования погасится в течение шести лет, причём в этот период компания-партнёр будет бесплатно заменять нам все вышедшие из строя приборы. По сути получается, что за шесть лет мы не несём никаких затрат, но получаем в собственность современное энергосберегающее оборудование. В этом году в проекте в числе первых задействованы объекты Дирекции социальной сферы: лагерь «Алёнушка», стадион «Локомотив», профилакторий «Волна» и ДКЖД в г. Челябинске. Также в проработке еще 10 объектов Дирекции по эксплуатации зданий и сооружений. Эта работа внесёт существенный вклад в общую копилку экономии полигона ЮУЖД.

Ещё одно важнейшее направление работы, которым мы вплотную занялись только в прошлом году, – инновационная деятельность. Только инновационная деятельность сегодня может обеспечить долговременный экономический рост. Переход предприятий на инновационный путь развития неизбежен, так как иные возможности для увеличения производительности труда практически исчерпаны. В 2019 году на итоговом заседании правления ОАО «РЖД» одной из приоритетных задач в области развития холдинга было определено формирование современной экосистемы поддержки инновационной деятельности. В феврале текущего года совет директоров компании утвердил Комплексную программу инновационного развития холдинга до 2025 года. В соответствии с ней мы и начали свою работу. На ЮУЖД была создана рабочая группа по организации инновационной деятельности, в которую вошли работники ряда подразделений органа управления дороги. Деятельность группы курирует служба технической политики. Планов и задач в этом направлении очень много: от открытия региональной инновационной площадки до реального внедрения в опытную эксплуатацию инновационных и стартап-проектов. Несмотря на то что мы недавно работаем в таком формате, по итогам работы за первый квартал ЮУЖД поднялась на 5-е место в рейтинге дорог по уровню инновационной активности. Работа эта очень важная и перспективная, мы занимаемся ею с удовольствием и интересом. 

– Хватает ли у наших железнодорожников опыта и знаний, чтобы заниматься таким многозадачным и многообещающим направлением?

– Несомненно, новые направления деятельности требуют новых знаний и квалификаций. Специалисты службы всегда находят время, чтобы повышать свои компетенции. В частности, в июне 2020 года причастные руководители службы и рабочей группы по инновационной деятельности прошли курс обучения по программе «Лидеры цифровой трансформации» и теперь совместно с другими прошедшими данный курс специалистами будут работать над продвижением цифровых технологий на полигоне ЮУЖД.

– Что помогает вам сплотить коллектив, чтобы эффективно решать столь важные задачи?

– Изначально в службе сложилась своя особая культура, основанная на таких ценностях, как взаимовыручка, сплочённость и добросовестное отношение к делу. Поддерживать их помогают не только отношения на производстве, но и за его пределами. За 20 лет у службы возникло множество важных для всего коллектива традиций. Общегосударственные праздники 8 Марта, 23 февраля, 1 июня мы, к примеру, празднуем всем коллективом, причём вместе с супругами и детьми. На Новый год устраиваем конкурс кабинетов и участвуем в конкурсе профкома управления дороги на лучший украшенный к празднику кабинет. Нам приятно, что в этом юбилейном году один из наших кабинетов был признан самым красивым по РЦКУ.

Особенно отмечаем День службы – 11 июля. Разделить праздник вместе с нами мы приглашаем ветеранов и бывших работников, которые сегодня трудятся уже на других местах. Этот день для нас особенный, и мы отмечаем его нестандартно: поднимаемся в горы, спускаемся в Коркинский разрез, лепим пельмени. Идей для запоминающегося праздника много! 

Также мы очень активно участвуем и в общедорожных спортивных мероприятиях: в этом году, например, служба заняла первое место среди команд-участников праздника «Метелица». 

Очень важна для нас и работа с ветеранами. Помимо Дня рождения службы мы регулярно встречаемся с ветеранами в День старшего поколения (в службе НТП так принято называть День пожилого человека) и обязательно посещаем культурные заведения города. Среди последних походов – экскурсии в филармонию и краеведческий музей. На память об этих встречах остаются новые впечатления и фотографии, на которых улыбающиеся, счастливые лица.

Появляются и новые традиции. С недавних пор служба активно принимает участие в экоакции «Сдай макулатуру – спаси дерево». За эту работу службу НТП наградили благодарственными письмами министерства экологии Челябинской области и присвоили нам звание экогероев.

– Андрей Евгеньевич, 20 лет – это много или мало? Человек в этом возрасте только вступает в жизнь, а служба?

– 20 лет – это, наверное, всё же повод подвести какие-то итоги, но, с другой стороны, это, конечно, только начало, и служба технической политики всегда должна смотреть в будущее. 

Пользуясь случаем, я поздравляю с этим небольшим, но важным для нас юбилеем весь коллектив, ветеранов, а также тех, кто когда-то работал в службе технической политики. Мы всегда рады встречам и помним тот опыт, который вместе нарабатывался долгие годы, чтобы на его основе совершенствовать свою работу и продолжать приносить пользу нашей компании.

Источник: https://gudok.ru/zdr/178/?ID=1527220