Пресс-центр Новости Светлее, теплее и экономичнее

Новости

Поделиться:

Светлее, теплее и экономичнее

В Архангельске внедряется уникальный проект по заключению энергосервисных контрактов, дающих экономию ресурсов.

В этом году многие школы столицы Поморья провели масштабную работу по замене старых люминесцентных ламп на светодиодные светильники, а еще совместно с садиками установили в своих зданиях современные тепловые узлы. О том, как это стало возможным и что в конечном итоге даст для городского бюджета – наш разговор с директором департамента экономического развития администрации Архангельска Сергеем Засолоцким.

 – Сергей Валерьевич, обозначается, что проект по энергосервисным контрактам не имеет аналогов в стране. Чья была идея внедрить его в Архангельске? И какой путь пришлось пройти от планов к реальным делам? Какой опыт наработан за это время?

– Идея принадлежит финансово-экономическому блоку городской администрации. Перед нами стояла задача повышения энергетической эффективности муниципальных учреждений, так как на их обеспечение теплом, электроэнергией и водой бюджет ежегодно тратит более 300 миллионов рублей. Это обусловлено тем, что наши школы и детские сады в большинстве своем располагаются в зданиях, спроектированных и построенных с учетом устаревших требований к самим помещениям и внутренним инженерным системам.

Отсутствие в достаточном количестве бюджетных средств вынуждает администрацию города изыскивать иные возможности финансирования капиталоемких мероприятий. Одним из наиболее эффективных механизмов, закрепленных в российском законодательстве, является энергосервисный контракт. В нашей стране заключается значительное количество таких контрактов, однако в большинстве своем они точечные и не имеют системного характера. Мы же сумели объединить 90 заказчиков в единую конкурсную процедуру, сформировав тем самым крупный комплексный проект по энергосбережению в социальной сфере. В этом его уникальность. Пока что мы не знаем более масштабного проекта на муниципальном уровне.

Первой ласточкой стало непосредственно здание администрации города – в 2018 году по энергосервисному контракту мы заменили все светильники, это больше тысячи, на современные светодиодные, и уже на протяжении года идет реальная экономия по оплате за электроэнергию. У этих светильников светоотдача выше, чем у люминесцентных ламп, что показывают и приборы. При этом они экологичны.

Вместе с коллегами из рабочей команды проекта и руководством соцучреждений провели энергомониторинг зданий школ и детских садов, зафиксировали объемы потребления энергоресурсов. На следующем этапе определили наиболее эффективные инвестиционно привлекательные мероприятия, подготовили типовую документацию и по Федеральному закону о контрактной системе № 44-ФЗ провели совместный конкурс на выбор энергосерсвисной компании. Этот этап оказался, пожалуй, самым сложным для нас, насыщенным множеством подводных камней в виде юридических и финансово-экономических тонкостей, с которыми до этого никто не сталкивался. Но, как известно, сложности закаляют. Мы все стали более компетентными и профессиональными во многих сферах деятельности. Это нам пригодится в дальнейшей работе на благо Архангельска.

– Что энергосервисные контракты дают каждой конкретной школе или детсаду? Не понизиться ли температура в кабинетах, если автоматика начнет регулировать подачу тепла?

– Нас тоже беспокоил этот вопрос, ведь речь идет о воспитанниках детских садов, школьниках и педагогах. Чтобы избежать значительных проблем, мы сразу же прописали в заключаемых энергосервисных контрактах требования по соблюдению современных стандартов, санитарных норм и правил при установке и эксплуатации оборудования. А чтобы убедиться фактически в исполнении требований, были проведены инструментальные и натурные обследования, которые показали, что во всех 39-ти городских школах освещенность классов, коридоров и иных помещений на сегодняшний день соответствует нормативной, а местами даже превышает норматив в два раза. При этом расчетная экономия электроэнергии на основании замеров составит порядка 8 миллионов рублей ежегодно.

Что касается температурного режима в классах и детсадовских группах, то это является одним из основных приоритетов и уже на постоянной основе контролируется руководством школ и детских садов. Более того, автоматизированные тепловые пункты помогают избежать «перетопов» и «недотопов», которые свойственны в основном переходным месяцам, таким как сентябрь и май. А это повысит комфорт пребывания детей в учреждениях. Помимо этого, автоматика позволяет снижать температуру до определенных параметров в ночное время или в период каникул, когда дети не занимаются. А в общем итоге это даст большую экономию.

Поясню, что энергосервисные контракты на установку и эксплуатацию автоматических теплоузлов заключены как в школах, так и в детсадах. Что касается установки энергоэффективных светодиодных светильников, то здесь у нас только школы и здание городской администрации. Светодиодное освещение в детских садах на сегодняшний день не разрешено законом, по этой причине оно не вошло в проект.

– Выделяются ли на эти цели деньги из бюджета или это только за счет частных инвестиций?

– Исключительно все работы по установке светильников и модернизации тепловых узлов производятся за счет энергосервисной компании. Ни копейки бюджетных средств не потрачено и не будет потрачено на данные мероприятия. Энергосервис предполагает инвестиционный принцип, при котором вначале инвестор вкладывает свои средства в объект, а потом на нем зарабатывает и окупает свои вложения – в данном случае в виде процента от полученной экономии расхода энергетических ресурсов. То есть здесь срабатывает принцип: плохо поработал – нет экономии – нет возврата инвестиций. Это основной риск для частных партнеров при вхождении в энергосервис. Если подрядчик исполнил обязательства по контракту, то учреждение оплатит все как положено из сэкономленных средств. Такое вот взаимовыгодное партнерство. На весь срок обслуживания проекта энергосервисная компания получает часть прибыли от экономии. Помимо этого, восемь процентов от достигнутой экономии остается в распоряжении самого муниципального учреждения образования, а это в итоге немаленькие суммы. Так что выгода для всех сторон очевидна.

– А в целом насколько реальна экономия для школ и садиков?

– Ежегодно 640 тысяч рублей полученной экономии по электро­энергии останутся в распоряжении школ на реализацию собственных потребностей. Также 850 тысяч руб­лей полученной экономии тепловой энергии останется у школ и детсадов. В итоге после завершения срока действия контрактов вся экономия, а это 8 миллионов рублей по электроэнергии и 19 миллионов по тепловой, будет оставаться в распоряжении учреждений.

Но главное – произошло обновление устаревшего оборудования, а учреждения сделали значительный шаг на пути к передаче несвойственных им функций в виде обслуживания инженерных систем зданий специализированным организациям. Ведь, по нашему мнению, главная задача руководства и педагогов – это воспитание и обучение детей.

Эксплуатация теплоузлов – в принципе дело непростое. Ежегодно школы вынуждены проводить подготовку, опрессовку, сдавать узел теплосетям для получения акта готовности к отопительному сезону. Плюс обслуживание в течение учебного года. Сейчас всю эту нагрузку учебное заведение с себя может снять. То же самое и со светильниками: их обслуживание, ремонт и замена на период действия контракта полностью ложится на плечи инвестора – энергосервисной компании.

– Какие компании-инвесторы работают в Архангельске?

– В рамках данного муниципального проекта работают архангельская компания «СК-Перспектива» и рязанская «ИНКО-Энерго». Для нас главное, чтобы они исполняли обязательства по контрактам: устанавливали соответствующее оборудование, эксплуатировали его и обеспечивали экономию. Со своей стороны для повышения инвестиционной привлекательности и снижения себестоимости мы укрупнили проект, объединив в него сразу же группу заказчиков.

– Насколько масштабен этот проект? Сколько школ и садиков попали в программу?

– Как уже было отмечено, проект является крупнейшим в России, энергосервисные контракты по внедрению энергоэффективных технологий в сфере теплоснабжения заключили 90 муниципальных школ и детских садов, в сфере электроснабжения – 39 школ и здание администрации города. Монтажные работы завершены, устраняются претензии и недочеты, начат этап получения экономии. Установлено 132 автоматизированных тепловых пункта в школах и детских садах, более 33 тысяч светодиодных светильников в школах и более тысячи – в здании администрации. Таким образом, мы имеем 130 энергосервисных контрактов в социальной сфере Архангельска.

Если говорить в деталях, то, например, в 36-й школе до реконструкции было три небольших тепловых узла, а в результате реконструкции энергосервисная компания по согласованию с учреждением смонтировала вместо трех один большой теплоузел, который более удобен и эффективен в эксплуатации. В этой же школе по второму энергосервисному контракту установлено полторы тысячи новых светильников.

– Поясните механизм заключения энергосервисного контракта: инициатива исходит от самой школы? Кто становится инициатором контракта, должен ли сам директор искать подрядчиков? Кто решает, какой именно теплоузел должен устанавливаться, с какими функциями и так далее.

– Да, инициатива должна исходить от муниципального образовательного учреждения, однако далеко не все знакомы с такими непривычными явлениями, как энергосервис и внебюджетные инвестиции. Поэтому администрация города взяла на себя функцию координатора с применением элементов проектного управления. Благодаря этому нам удалось вовлечь в проект большую массу учреждений, которые изъявили желание и открыли двери прогрессу. Некоторые отказались ввиду того, что у них либо все оборудование уже обновлено, либо подготовлено к обновлению.

В целом же процесс выглядит так: руководитель учреждения подает в управление муниципальных закупок заявку на участие в совместном конкурсе, по итогам которого будет определен единый для всех инвестор. В заявке указываются технические требования к тепловому узлу или светильникам, расписывается количество и состав необходимого оборудования. Вместе с тем законодательство запрещает указывать конкретные марки или производителей оборудования, поэтому в технических требованиях указываются только общие условия, необходимые для соответствия оборудования стандартам, нормам и правилам.

Процедура отбора проходит в строгом соответствии с 44-м Федеральным законом, победителем может стать исполнитель из любого уголка нашей страны. Вся кропотливая работа по подготовке конкурсной документации, размещению закупки и комиссионному определению победителя проходит в недрах управления муниципальных закупок. Фактически, кроме подачи заявки, от учреждения требуется только подписать контракт с определенным по закону исполнителем.

– Подобные контракты ограничиваются только 2019 годом или работа будет продолжена?

– Все упомянутые контракты заключены в первой половине 2019 года, все они долгосрочные. Контракты в сфере электроснабжения продолжат свое действие до конца 2024 года, в сфере теплоснабжения – до середины 2026 года. Все это время энергосервисная компания несет ответственность за эксплуатацию оборудования, обеспечивает его работоспособность и достижение экономии энергоресурсов.

Обладая таким ценным опытом, администрация города, безусловно, продолжит работу по заключению энергосервисных контрактов с охватом всех остальных муниципальных учреждений, где это технически и экономически целесо­образно.

http://xn--80aec1d.xn--p1ai/archives/21622